ПОЛОЖЕНИЕ
О ПОРЯДКЕ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ПРОЦЕДУР ПОСРЕДНИЧЕСТВА ПРИ УРЕГУЛИРОВАНИИ КОНФЛИКТОВ ИЛИ РАЗРЕШЕНИИ СПОРОВ
(ПОЛОЖЕНИЕ О МЕДИАЦИИ)
(Вступило в силу 10 августа 2005, актуализировано 29 декабря 2005г.)
ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТЕРМИНОВ И ПРАВИЛА ТОЛКОВАНИЯ
1. Компетентный орган – Европейский Арбитражный Центр (Центр), его должностные лица и специализированные учреждения, созданные Центром для урегулирования конфликтов и разрешения споров.
2. Арбитр-посредник (медиатор) – лицо, имеющее соответствующую квалификацию, подтвержденную сертификатом (дипломом) Центра и его специализированными учреждениями, внесенное в реестр арбитров (медиаторов) и уполномоченное сторонами конфликта на разрешение спора или урегулирование конфликта с применением процедур посредничества, предусмотренных настоящим Положением.
3. Реестр – список специалистов, компетентных в урегулировании конфликта (разрешении спора) с применением процедур посредничества или арбитражных процедур.
4. Процедуры посредничества – правила проведения примирительных процедур, предусмотренных настоящим Положением, в процессе урегулирования конфликта или разрешении спора.
5. Арбитражные процедуры – правила проведения арбитражных процедур, предусмотренных Регламентами третейских судов, в процессе разрешения спора по существу.
6. Консультативный арбитраж - способ фактической и правовой оценки конфликта или спора. Консультативный арбитраж является частью обязательного арбитража и подчинен требованиям, вытекающим из настоящего Положения и Регламентов третейских судов.
7. Обязательный арбитраж - способ разрешения конфликта (спора), предусмотренный Регламентом институционного арбитражного (третейского) суда.
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. СОГЛАШЕНИЕ О ПОСРЕДНИЧЕСТВЕ
Процедура посредничества ЕАЦ может быть принята по соглашению сторон без изменений или с изменениями, о которых стороны могут договориться. Соглашение о медиации может быть достигнуто до или после возникновения спора в соответствии с формами №1 и №2, приведенными в приложении к настоящему документу. Соглашение о передаче спора компетентному органу ЕАЦ составляется в простой письменной форме и подписывается сторонами или уполномоченными ими лицами, или фиксируется путем направления информации по почте, факсу, телексу, электронной почте или другими средствами фиксации воли сторон, доступными для идентификации.
2. КОМПЕТЕНЦИЯ ЕВРОПЕЙСКОГО АРБИТРАЖНОГО ЦЕНТРА
Европейский Арбитражный Центр (Центр) это учреждение, специализирующееся на научном исследовании и практическом применении альтернативных способов разрешения споров (конфликтов). С этой целью Центром созданы компетентные органы по разрешению споров: Международный Арбитражный Суд, Европейский Коммерческий Третейский Суд, Трудовой Арбитражный суд, Регламенты которых предусматривают разрешение споров с применением процедур посредничества (медиации), предусмотренных настоящим Положением. Центр осуществляет подготовку, аттестацию и ведет реестр арбитров-медиаторов, способных разрешать конфликты и споры в досудебном и судебном порядке. Центр обеспечивает распространение альтернативных способов разрешения споров и применение настоящего Положения. Центр предоставляет информацию спорящим сторонам об арбитрах-посредниках, их квалификации и почасовой ставке, назначает посредника для урегулирования спора (конфликта), исходя из квалификации и компетентности посредника, выполняет функции компетентного органа.
3. СТОРОНЫ И ПРЕДМЕТ КОНФЛИКТА (СПОРА)
3.1. Сторонами конфликта (спора) в понимании настоящего Положения являются физические и юридические лица, иные субъекты частного и публичного права, сталкивающиеся во внутренней и внешней деятельности с конфликтами в сфере корпоративных, личных, межличностных интересов, ущемления и нарушения прав. Никаких ограничений в предмете спора со стороны Центра не допускается.
3.2. Предмет спора определяется сторонами, обратившимися в Центр для его урегулирования. Центр имеет право рекомендовать сторонам выбор компетентного органа исходя из предмета спора.
4. ВЫБОР ПОСРЕДНИКА (МЕДИАТОРА)
4.1. Если стороны не договорятся об ином, посредник выбирается из лиц, включенных в Реестр арбитров-посредников (медиаторов) Центра. Если стороны не могут быстро договориться о кандидатуре посредника, они сообщают компетентному органу о своих предпочтениях, касающихся стиля работы, квалификации и географического местонахождения посредников. Центр предоставит сторонам имена не менее трех кандидатов. Если стороны не согласуют кандидатуру посредника из полученного списка в течение трех дней с момента его получения, каждая сторона не позднее, чем через пять дней после получения такого списка, направит компетентному органу перечень кандидатов, перечисленных в порядке убывания предпочтений стороны. Компетентный орган назначит посредника, который получит наименьший совокупный балл. В случае равенства голосов компетентный орган имеет решающий голос. В случае если в установленный срок стороны не укажут своих предпочтений, посредника назначает компетентный орган.
4.2. Для назначения посредника необходимо его согласие на участие в урегулировании спора. Каждый кандидат до своего назначения или в любое время после назначения обязан раскрыть информацию о любых обстоятельствах, которые ему известны, и могли бы породить обоснованные сомнения в его беспристрастности. При выявлении конфликта интересов, кандидатура такого посредника предложена не будет. Компетентный орган доведет до сведения сторон любые обстоятельства, которые сообщит ему кандидат. Сторона мотивированным заявлением может отвести кандидатуру посредника, если ей известно об обстоятельствах, порождающих сомнения в его беспристрастности.
4.3. Ставки вознаграждения посредника определяются до его назначения. Гонорар посредника и любые издержки процесса оплачиваются сторонами в равных долях, если они не договорятся об ином. Если сторона выходит из процесса примирения, в котором участвуют несколько сторон, но процедура при этом продолжается без ее участия, то выходящая сторона не несет ответственности за любые издержки, понесенные после того, как она уведомит посредника и другие стороны об отказе в дальнейшем участии в процедуре примирения.
4.4. До своего назначения посредник подтвердит сторонам готовность начать процедуру примирения в сжатые сроки. Посредник и стороны заключают соглашение по форме №3, являющимся приложением к настоящему Положению.
5. ОСНОВНЫЕ НАЧАЛА ПОСРЕДНИЧЕСТВА (МЕДИАЦИИ)
К процедуре примирения применяются предусмотренные настоящим Положением основные начала (принципы) с учетом любых изменений, о которых могут договориться стороны и посредник.
(1) Процедура не носит обязательного характера для сторон.
(2) Каждая сторона может отказаться от дальнейшего участия в процедуре примирения после первой совместной встречи и до подписания мирового соглашения, письменно уведомив об этом посредника и другую сторону или стороны.
(3) Посредник может отказаться от дальнейшего участия в процедуре примирения, направив письменное уведомление об этом сторонам и компетентному органу:
а) по какой-либо причине личного характера;
б) если посредник полагает, что какая-либо из сторон действует недобросовестно;
в) если посредник приходит к выводу, что дальнейшее проведение процедуры примирения бесполезно. Если посредник отказывается от дальнейшего участия в силу причин, указанных в подпунктах а) и б), он не обязан указывать мотивы такого отказа.
(4) Посредник является независимым и беспристрастным, обеспечивает сторонам равное участие в процессе медиации.
(5) Процедура посредничества носит конфиденциальный характер. Посредник не имеет права передавать информацию, полученную им в конфиденциальном порядке от одной стороны другой стороне или третьим лицам, за исключением случаев, когда он получает согласие или поручение на это от стороны, передающей такую информацию.
(6) Стороны обеспечивают открытость в сотрудничестве с посредником.
(7) Посредник в процессе медиации
а) свободно встречается, переписывается и обсуждает с каждой стороной в отдельности условия примирения,
б) принимает решения и назначает сроки совместных и раздельных встреч со сторонами спора, устанавливает время и место каждой встречи, готовит повестку дня для каждой встречи на основе консультаций со сторонами,
в) во время совместных встреч посредник выполняет функции арбитра, предоставляя сторонам возможность свободно высказываться по вопросам согласованной повестки дня, соблюдая регламент встречи.
(8) Процесс посредничества осуществляется в разумно сжатые сроки, заранее оговоренные сторонами и посредником при подписании соглашения о посредничестве. Каждая из сторон примет все меры для обеспечения участия в процессе примирения своих представителей.
(9) Процедура примирения может применяться как до судебного (арбитражного) разбирательства, так и во время такого разбирательства, если стороны письменно договорятся о проведении судебной (арбитражной) медиации. Функции посредника во время судебной медиации выполнит по выбору сторон суд (третейский суд) или приглашенный им и согласованный сторонами посредник.
(9) Во время проведения досудебной медиации стороны будут воздерживаться от использования процедуры судебного разбирательства и любого административного или судебного средства защиты в течение всей процедуры посредничества или установленного периода времени, если оно не наносит ущерба их юридическим правам.
(11) Если все стороны и посредник, участвующие в процедуре примирения, не договорятся об ином в письменной форме, посредник и любые лица, помогающие посреднику, не будут иметь права выступать в качестве свидетелей, консультантов или экспертов в любом уголовном, административном или судебном расследовании (иске), касающемся предмета посредничества, включая такие расследования с участием лиц, не являющихся стороной процедуры примирения. Стороны не имеют права ссылаться на посредника и помогающих ему лиц во время проведения таких расследований (исков).
(12) Если стороны не договорятся об ином в письменной форме, посредник не будет выступать в качестве арбитра при передаче спора на разрешение в арбитражный суд.
(13) Ни Центр (компетентные органы), ни посредник не отвечают за действия или бездействие в связи с посредничеством, за исключением собственного злонамеренного ненадлежащего поведения.
II. ВНЕСУДЕБНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ
К внесудебным процедурам урегулирования конфликта (процедуры примирения) или разрешения спора относятся: переговоры, медиация, арбитраж.
6. ОБМЕН ИНФОРМАЦИЕЙ
6.1. Если какая-либо из сторон нуждается в получении документов или других материалов, находящихся в распоряжении другой стороны, или в установлении фактов, которые могут способствовать урегулированию, то стороны будут пытаться достичь согласия в получении или обмене такой информации. Полученная таким образом информация не должна использоваться злонамеренно против другой стороны или третьих лиц.
6.2. По завершении медиации, по просьбе стороны предоставившей документы или иные материалы одной или нескольким сторонам, получатели таких документов (материалов) вернут их предоставившей стороне, не сохраняя у себя копий. Для обеспечения конфиденциальности по соглашению сторон документы, используемые в процессе примирения, после окончания процесса могут быть уничтожены.
7. ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО В ПРОЦЕССЕ ПРИМИРЕНИЯ
7.1. До начала проведения процедур примирения стороны сообщат друг другу и посреднику имена и должности всех лиц, которые будут участвовать во всех встречах в рамках посредничества. Кандидатуры этих лиц должны быть согласованы сторонами и посредником, и уполномочены надлежащим образом (форма №5).
7.2. Полномочия сторон, участвующих в процедурах примирения, оформляются письменно с подробным указанием действий, на которые уполномочены представители сторон. В доверенности специально указываются полномочия вести переговоры по всем затрагиваемым вопросам примирения, оканчивать процедуры мировым соглашением, по вопросам, не урегулированным в процессе медиации, обращаться в арбитраж для окончательного разрешения спора судебными (арбитражными) процедурами. Доверенность, оформленная и подписанная в присутствии посредника, имеет такую же силу в процессе примирения, как и нотариально оформленная доверенность.
8. ПЕРЕГОВОРЫ
8.1. В переговорном процессе участвуют только компетентные лица и посредник.
8.2. Целью переговорного процесса является достижение компромисса путем взаимоприемлемых уступок ради достижения согласия по спорным вопросам.
8.3. Посредник помогает сторонам сосредоточить внимание на исходных интересах и опасениях, исследовать различные варианты урегулирования спора и разработать возможные и приемлемые варианты мирового соглашения.
8.4. Исходя из потребностей переговорного процесса, посредник решает, когда следует проводить совместные встречи, а когда следует переговариваться с каждой стороной в отдельности.
8.5. Стороны, каждая в отдельности, подготавливают и передают посреднику предложения по условиям мирового соглашения. Свои предложения стороны должны обосновать.
8.6. Если не удается договориться по главному предмету спора, посредник может выделить вопросы, которые возможно решить на стадии переговоров. При достижении соглашения по этим вопросам, стороны и посредник подписывают соглашение, в котором фиксируют достигнутые договоренности. Не решенные вопросы письменно фиксируются сторонами и посредником и по ним принимаются решения о продолжении переговоров или окончании процедуры посредничества.
8.7. До прекращения процедуры посредничества и только с согласия стороны
а) посредник представляет сторонам окончательное предложение в отношении мирового соглашения;
б) в рамках консультативного арбитража посредник предоставляет сторонам оценку вероятного результата разбирательства дела, если по нему придется выносить окончательное судебное решение, которое стороны предоставляют в арбитраж, если разрешение спора будет продолжено арбитражными процедурами. Такое же заключение с оценкой вероятного результата разбирательства дела посредник предоставляет суду (в арбитраж) по его просьбе.
8.8. Попытки достичь урегулирования будут продолжаться до:
а) достижения письменного соглашения по всем или некоторым спорным вопросам; или
б) того момента, когда посредник делает вывод о бесполезности дальнейших усилий и информирует об этом стороны; или
с) до того момента, когда одна из сторон или посредник отказывается от дальнейшего участия в процедуре. Если в процедуре участвуют более двух сторон, остальные стороны могут по своему усмотрению продолжить процедуру после выхода из нее одной стороны.
8.9. Если в процессе переговоров спор урегулировать не удалось, посредник обсудит со сторонами возможность проведения медиации, или передачи спора в консультативный или обязательный арбитраж.
9. МЕДИАЦИЯ
Разрешение спора в суде зачастую оставляет конфликт не решенным, что оставляет сомнения в справедливости принятого судом решения. Медиация это компетентное посредничество в урегулировании конфликта или разрешении спора. Основной задачей медиации является разрешение конфликта на основе совместно принятого сторонами мирового соглашения.
9.1. Обращение в компетентный орган. Обращению в компетентный орган предшествуют, как правило, бесплодные попытки стороны (сторон) урегулировать спор своими силами. Эта стадия характеризуется прямым желанием стороны конфликта (спора) разрешить его с участием профессиональных посредников. Обращение носит формальный характер. Заявитель оформляет и подписывает бланк обращения (форма №4) излагает суть нерешенной проблемы, предполагаемые пути ее решения, выбирает посредника для урегулирования конфликта.
9.2. Соглашение о медиации. Заявитель и посредник (компетентный орган) обсуждают и фиксируют организационные вопросы:
а) выбор (назначение) посредника и его помощника;
б) участие представителей сторона (их персональные данные);
в) финансирование процесса: организационные расходы и гонорары посредника;
г) заявления сторон и обмен информацией;
д) заявление посредника о согласии начать процедуру посредничества в сжатые сроки;
е) предоставление информации посреднику и обмен информацией между всеми участниками процедуры примирения;
ж) конфиденциальность процесса;
з) подписание соглашения о проведении процедуры медиации (форма №4).
9.3. Процедуры урегулирования конфликта или разрешения спора.
(1) При подготовке процесса урегулирования конфликта посредник составляет вопросы, касающиеся существа спора и процедуры урегулирования и направляет их сторонам.
(2) Стороны предоставляют посреднику ответы на поставленные вопросы в сроки, оговоренные в соглашении.
(3) В случае, если стороны не пришли к соглашению о сроках, то разумным сроком для подготовки ответа является 5 дней, считая со дня получения вопросов.
(4) Посредник и стороны должны выделить главную проблему конфликта (предмет спора) и второстепенные проблемы и обозначить возможные пути их решения. При этом важно решить, возможно ли разрешение главной проблемы одновременно с решением второстепенных проблем, если нет, то определить очередность их решения.
(5) Посредник и стороны должны решить, возможно ли обсуждение проблем на общем собрании за круглым столом, или проблемы будут обсуждаться, а решения приниматься поэтапно, в автономном режиме, и состоять из общения посредника и сторонами раздельно.
(6) При проведении совместных заседаний посредник и стороны обсуждают вопросы, предусмотренные повесткой дня и в соответствии с регламентом, согласованном сторонами и посредником до начала рассмотрения спорных вопросов.
(7) На заседании:
а) обсуждаются предложения сторон по урегулированию конфликта;
б) если предложения не носят конструктивного характера, обсуждаются предложения посредника.
(8) По окончании совместного заседания стороны и посредник формулируют и фиксируют выводы:
а) какие из поставленных проблем можно решить уже на этом совместном заседании;
б) если проблемы не решены, определяют тему и вопросы повестки дня для следующей встречи и назначают дату, время и место ее проведения.
Продолжение »