Обратная связь

Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:

 

 

ДВОЙСТВЕННАЯ ПРИРОДА ТРЕТЕЙСКОГО СУДА

 

 Законы природы в одобрении не нуждаются.

Л.Н. Гумилев.

 

 

Современное состояние третейского суда как философско-правовой категории, третейского способа защиты гражданских прав и национального механизма его регулирования в том виде, в котором зафиксирован в современном законодательстве России и других стран, истоки для формирования доктрины, соответствующей его природе, невозможно понять и определить без исследования условий, на фоне которых он получил право на существование. Национальное законодательство о третейском суде, в том числе и Российское, опирается на конституционные принципы, в основе которых лежит широко исповедуемая либерально-демократическая философия. Необходимо остановиться на исследовании факторов, влияющих не только на право, экономику и политику, но, даже в большей степени, на сознание. В этой связи обращает на себя внимание прерывность развития формы третейского суда, отрицающая полноценную преемственность и связь с его содержанием. Третейский суд, как способ защиты гражданских прав всегда существовал на уровне индивидуального и общественного сознания1, независимо от того, обращались к нему в момент возникновения спора, или предусматривали его заранее, при заключении договоров. Он был не отделим от физического лица – арбитра. С развитием понятия юридического лица, функции, отделенной от личности, возникла возможность сформировать постоянно действующий третейский суд в тот момент, когда в нем возникла острая потребность. Так он был материализован в виде юридической фикции. Во второй половине двадцатого века с формированием глобальных институтов управления мировыми процессами в области экономики, политики, культуры и др., были сформированы национальные торгово-промышленные палаты, а при них постоянно действующие третейские суды с функцией внешнеторгового арбитража – международные коммерческие арбитражные суды (МКАС). Это было логичным продолжением формирования системы международного рынка и глобального управления с акцентом на открытости национальных экономик (либеральная экономика, свободная от национального протекционизма) для проникновения в них транснациональных корпораций экономически развитых государств, конкурирующих между собой за обладание колониями. Эта система нашла свое нормативное закрепление в ряде международно-правовых нормативных актов под эгидой ООН и ее структурных подразделений, прежде всего – ЮНСИТРАЛ.

Во всем этом скрыто противопоставление позитивной формы познания и чувственного восприятия, что О. Шпенглер определил понятиями мир-как-природа и мир-как-история. Применение подобного метода в отношении третейского суда показывает отличия чувственного восприятия и научных методов познания и их оценки, позволяет раскрыть содержание принципа альтернативности, заложенного уже в сознании индивида. Суть этих отличий сводится к механистическому взгляду позитивной науки на третейский суд и его природу, выраженному в ставшей, омертвевшей форме постоянно действующего третейского суда, противопоставленному его прочувствованной, живой форме. Их природа отлична, как отлична природа живого и мертвого, протяженного и ставшего. Чувственная форма третейского суда, органически слитая с ощущением справедливости, породила постоянно действующий третейский суд. Статичная форма третейского суда «убила» живую органику справедливости. О. Шпенглер так характеризует понятие «природа»: «Каждый художник передавал «природу» в красках и линиях. Каждый физик – греческий, арабский, немецкий – разлагал «природу» на отдельные элементы – отчего же всем им не представало одно и то же? Оттого, что каждого своя собственная природа, хотя каждый с наивностью, спасающей его жизневоззрение, спасающей его самого, и полагает, что она едина для всех. «Природа» - это достояние, насквозь проникнутое личностным содержанием. Природа – это функция соответствующей культуры»2. И далее: «Познать картину природы – творение и отображение духа, его alter ego в сфере протяженного – значит познать себя»3. Постоянно действующий третейский суд, материализованный западным, аналитическим мышлением, в форме юридической фикции, юридического лица, существующий сам-по-себе, подлежит систематизации и анализу. Живая форма третейского суда заключена в понятии идеи или представления, мирочувствования и мироощущения, она не может быть отделена от индивида, его внутреннего мира, мировоззрения, его природы. Ее направленность неразрывна с личностью третейского судьи, которому поручено разрешение конфликта или спора. Арбитр – это изначальный и не подлежащий дальнейшему анализу элемент третейского суда, содержащий в себе прочувствованный символ той культуры, к природе которой он принадлежит, познание ее природы дает ключ к пониманию природы третейского суда. Символ этот заключен в понятии справедливости. В древнем мире символ справедливости выражен в понятиях добра и зла. В Древней Греции, культура которой стремится к гармонии, но ограничена пространственным телом и настоящим, без глубокого обращения в прошлое, не заглядывая далеко в будущее, третейский суд, состоящий из сограждан, при необходимости разрешить конфликт прямо сейчас, был «безупречно справедливым»4. Он выбирался из достойных граждан одного круга общения. Христианская культура в определении справедливости отталкивается от понятий греха и преступления, искупления во имя спасения души, духовного подвига ради истины и справедливости. Безупречно справедливым может быть только суд Божий. Третейский суд, как форма договорной подсудности5, земной. Его справедливость связана со страхом третейского судьи перед Богом, перед грехом. Третейским судьей может быть выбран только человек, заботящийся о спасении души. Пространственный ландшафт христианина простирается гораздо дальше, чем представление о нем древних греков. Гармония заключена в духовном развитии. Тело бренное, земной мир преходящ, вечна лишь душа, заботе о которой посвящены все помыслы. В этом – античном телесном, материальном, и христианском духовном мире, человек представляется единым целым. Ремесло, как функция, не отделима от личности, поэтому нет и потребности в постоянном судебном органе. В Древней Руси этой функцией по должности обладал князь, она была неотделима от него. Но третейским судьей, в зависимости от обстоятельств, мог выступить любой христианин, к которому обратились спорящие стороны.

В советском обществе функцию универсального третейского суда выполняла КПСС, опираясь на «моральный кодекс строителя коммунизма», списанный с нравственных норм Евангелия6. Одной из ее функций было разрешение конфликтов на этическом, нравственном уровне, не переводя их в правовую плоскость, требующую применения норм позитивного права и юридической ответственности.

Западная цивилизация, цивилизация либерализма, достигшая предела культурного развития, ориентирована на материалистическую, экономическую составляющую понятия справедливости, выраженную в формуле справедливого распределения ресурсов7: одни «справедливо» их присваивают и «целесообразно» используют, другие – добывают их и обслуживают потребление первых, что, по их мнению, «разумно». Это форма колониального мышления, ощущающего «глубину мира», видящего пространственную перспективу «всегда от себя и никогда от горизонта к себе»8, выпячивающего собственное и непогрешимое судьбоносное Я. Эгоистичные английские пуритане, положившие начало философии либерализма, «…становились добычей не праздного смирения, а радостно-активной уверенности, что воля их и есть воля Божья»9. Прагматические соображения потребовали отделить понятие справедливости от личности и сделать его неотъемлемой частью закона. Теперь справедливость воспринимается не как исходящая от лица, а как установленная законом, не внутренняя потребность в ней, а внешняя форма, обусловленная законодательной нормой и обеспеченная санкцией. Справедливость стала относительной. Разница воззрения на мир, мировоззрения различных культур выражена в понятии автономии воли как функции, отделенной от человека, обладающего «свободной волей»10 и, подобно абстрактному юридическому лицу, существующей в сознании западной мысли сама-по-себе как юридическая фикция. Другим культурам разложение человеческой личности на функции не свойственно. Это особенность западного аналитического мышления, приписанная Кантом всему человечеству11. Отсюда и юридическая природа третейского суда, выведенная из юридических фикций западной философией права.

Чувственно воспринимаемая форма третейского суда трансформирована в форму ad hoc, введенную австрийцем Ламмашем для третейских судов, создаваемых для разрешения конкретного спора. Третейский суд стал функциональной схемой, в которой назначение арбитра становится формальным. Живой, творческий, прочувствованный третейский суд не отрицается, он возможен, и к нему осмысленно прибегают живые, творческие, ощущающие потребность в справедливости и честности лица, но преобладающей становится все же схематизированная функциональная субстанция, отделенная от личности. Ее природа задана схемой, отражающей пространственно-колониальную культуру современной цивилизации, направленной к бесконечности (пространства, потребления, прибыли и т.д.). Античность и христианство тоже служили источником, из которого личность черпала символы соответствующей культуры. Но в схеме нет личности, есть только функции. Поскольку в гражданском обороте участвуют, в основном, юридические лица, постольку и обслуживать их потребности эффективней может третейский суд со статусом юридического лица: живущее в мире чувств физическое лицо является чужеродным телом в «сообществе» юридических фикций. Представляющие их лица уже не вполне «живые» люди, это одушевленные функции, отделенные от мира чувств. Отсюда и отсутствие морали в мире «больших денег», «большой политики», в общем, в «мировой элите». Это мир законов, обеспечивающих существование их «реального» мира, отделенного от «абстрактного» мира людей административно-судебной системой, но поддерживающих с ним связь через налоговую и избирательную системы, управляемыми политическими технологиями12.

Постоянно действующие третейские суды воспринимаются как самостоятельный институционный третейский суд, хотя на самом деле третейским судом является состав арбитров, назначаемый для разрешения конкретного спора. Вот этот состав арбитров в постоянно действующем третейском суде и является полноценным правопреемником древней, прочувствованной формы третейского суда, если он включает в себя личности. В противном случае, он объединяет функции. Та институция, которая создана для административного управления третейским процессом, переняла только название, внешнюю «форму», с содержанием посредника между спорящими сторонами и составом арбитров.

Так метафизически, с помощью чистого разума создана двойственная природа третейского суда: формально-функциональная, юридическая (правовая), и этическая, чувственно воспринимаемая душой справедливость, совесть, не отделимая, как и душа, от живой разумной плоти, и не регулируемая законом.

 

Библиография:

 

  1. Доклад о мировом развитии 2006 года. Справедливость и развитие. Пер. с англ. – М.: Издательство «Весь Мир», 2006.

  2. Дювернуа Н. Л. Источники права и суд в Древней России: Опыты по истории русского гражданского права / Предисл. Канд. юрид. Наук А.В. Коновалова. – СПб.: Издательство «Юридический центр Пресс», 2004. 396 с.

  3. Жижин А.М. «Природа третейского суда». Вестник Российской правовой академии №1/2008.

  4. Кара-Мурза С.Г. Советская цивилизация. От Великой Победы до краха. – Харьков: Книжный клуб «Клуб Семейного Досуга», 2007.

  5. Нарочницкая Н.А. Россия и русские в мировой истории. – М.: Междунар. отношения, 2005. – 536 с.

  6. Платон. Апология Сократа, Критон, Ион, Протагор / Общ. ред. А.Ф. Лосева и др.; Авт. вступит. статьи А.Ф. Лосев; Примеч. А.А. Тахо-Годи; Пер. с древнегреч. – М.: Изд-во «Мысль», 1999. (Классическая философская мысль). 908 с.

  7. Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории: Гештальт и действительность. М.: Эксмо, 2007.  

1 «Общественное сознание» - термин, введённый в оборот марксистско-ленинской философией, - полная абстракция. Индивидуальное сознание существует, в то время, как общество в целом не способно породить общественное сознание. По смыслу более точным термином является коллективное бессознательное (эгрегор).

2 Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории: Гештальт и действительность. М.: Эксмо, 2007. С. 395.

3 Там же. С. 381.

4 Платон. Апология Сократа, Критон, Ион, Протагор / Общ. ред. А.Ф. Лосева и др.; Авт. вступит. статьи А.Ф. Лосев; Примеч. А.А. Тахо-Годи; Пер. с древнегреч. – М.: Изд-во «Мысль», 1999. (Классическая философская мысль).

5 См: Н. Дювернуа. Источники права и суд в Древней России: Опыты по истории русского гражданского права / Предисл. Канд. юрид. Наук А.В. Коновалова. – СПб.: Издательство «Юридический центр Пресс», 2004.

6 Кара-Мурза С.Г. Советская цивилизация. От Великой Победы до краха. – Харьков: Книжный клуб «Клуб Семейного Досуга», 2007. С. 585.

7 Доклад о мировом развитии 2006 года. Справедливость и развитие. Пер. с англ. – М.: Издательство «Весь Мир», 2006. 4 с.

8 Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории: Гештальт и действительность. М.: Эксмо, 2007. С. 400.

9 Там же. С.358-359.

10 Там же.

11 Там же. С. 405.

12 «По выражению Н.А. Нарочницкой, «питательный бульон» для закулисья.

 

Обновлено 31.07.-02.08.2011г. 

 

 

 

 

 

© 2009, А.М. Жижин, DE JURE & DE FACTO

Конструктор сайтов - uCoz